Home Тренды Иконы стиля СССР: у кого советские женщины учились модно одеваться

Иконы стиля СССР: у кого советские женщины учились модно одеваться

Тотальный дефицит вынуждал советских женщин прилагать немало усилий для того, чтобы красиво выглядеть и стильно одеваться. Источником вдохновения были знаменитые соотечественницы — великие актрисы, певицы и балерины. Рассказываем о главных иконах СССР, оказавших большое влияние на моду — и женские гардеробы — того времени.

Людмила Гурченко

Известность и всеобщее обожание Людмиле Гурченко принесла музыкальная комедия «Карнавальная ночь». Актриса, которой на момент выхода картины в 1956-м был всего 21 год, полюбилась зрителям красотой, обаянием, тонким как ручей голосом и природной хрупкостью, на которой так изумительно смотрелись приталенные платья. Платья Гурченко из «Карнавальной ночи» были вдохновлены силуэтом New Look, который в 1947-м представил Кристиан Диор. Успех Людмилы Марковны на экране познакомил советских женщин с французской модой, недоступной для них из-за железного занавеса. Неповторимая элегантность и при этом неиссякаемое трудолюбие (всего актриса снялась примерно в сотне картин) принесли Гурченко звание «русской Марлен Дитрих».

На экране она всегда была ухожена, с идеальной осанкой и с иголочки одета: многие из своих нарядов актриса шила сама. За свою жизнь Гурченко создала около 200 аутфитов, а ее любимым всегда оставался стиль 1920-х. Бисер, шелк и акцент на осиной (48 см!) талии были ее визитной карточкой. Платья, сшитые дизайнерами, артистка нередко переделывала и доводила до ума — так, например, произошло с нарядом Роберто Кавалли, которое Людмила Марковна дополнила вышивкой и декором, купленным на блошином рынке.

Майя Плисецкая

Хрупкую и утонченную Плисейкую любили не только в СССР, но и за рубежом. В те годы известные дизайнеры нередко выбирали себе музами балерин: красотой Майи Михайловны восхищался Пьер Карден. Плисецкая часто ездила во Францию, была знакома с Коко Шанель и Ивом Сен-Лораном и просто не могла не стать иконой стиля для советских женщин, постигавших законы западной моды по нарядам своих кумиров.

Советским женщинам было довольно сложно угнаться за великой балериной. Дружба с зарубежными дизайнерами открыла ей доступ к самым актуальным нарядам — известно, что однажды Шанель устроила персональный показ для Плисецкой, после которого, очарованная обаянием гостьи, разрешила забрать один из нарядов в качестве подарка. Им стал костюм из плотного простроченного белого шелка, украшенный золотыми пуговицами.

Как рассказала искусствовед Ольга Хорошилова, балерина бережно хранила в своем гардеробе дорогие сердцу вещи и нередко самостоятельно продлевала им жизнь — советских гонораров хватало не на все. Наиболее роскошные аутфиты Плисецкая примеряла во время съемок на западе — например, в 1959 году журнал Harper’s Bazaar сделал с советской звездой серию снимков, на которых она позировала в шубах Emeric Partos.

Любовь Орлова

Безупречный блонд, завитые локоны в стиле «Золотого Голливуда», аристократические манеры — в середине прошлого века Любовь Орлова воплощала на экране и в жизни образ истинной дивы и даже больше — небожительницы! Имиджмейкером, как сказали бы сегодня, выступал ее второй супруг Григорий Александров: по некоторым данным, у советского режиссера был роман с Марлен Дитрих, и свою новую возлюбленную он принял решение «лепить» по ее образу.

Правда это или нет — сейчас уже не важно. Но именно рафинированная внешность и актерский талант обеспечили Орловой невероятную популярность (и расположение Иосифа Сталина): модницы пытались повторить ее фирменную укладку и внимательно следили за тем, какие она выбирает наряды. Ее выходы легко заменяли не существовавшие тогда глянцевые журналы. К слову, Любовь Петровна с вниманием относилась и к интимным частям своего туалета: как рассказывала художник по костюмам Виктория Севрюкова, актриса носила французское белье исключительно фисташкового цвета.

На то у Орловой были все возможности: она и Григорий Александров часто ездили за границу, бывали в Париже, откуда актриса привозила дорогие наряды и средства по уходу. О гардеробе Любови Петровны однажды пошутила Фаина Раневская: мол, туалетов в нем так много, что моль так и не научилась летать. В 1960-х годах Орлова сделала пластическую операцию, по официальным данным единственную, однако некоторые источники утверждают, что актриса не раз пыталась корректировать внешность.

Раиса Горбачева

Супругу первого и единственного президента СССР Михаила Горбачева Раису до сих пор считают эталонной первой леди. Элегантная, активная, не желавшая оставаться в тени супруга, она оказалась настолько не похожей на жен других советских лидеров, что ею довольно живо заинтересовались и на Западе — у нее брали интервью иностранные журналы, а в 1988 году Time поставил на обложку ее портрет.

Одевалась Раиса Максимовна женственно и довольно эффектно по меркам того времени. Это вызвало немало слухов, порожденных раздражением советских женщин: мол, супруга Горбачева тратит миллионы на свои шубы, объемные пальто и скроенные по фигуре платья. «Есть масса мифов и домыслов о каком-то моем необычайном пристрастии к виллам, дачам, роскошным нарядам, драгоценностям. Я не шила ни у Зайцева, как он намекал в своих интервью, ни у Ива Сен-Лорана, как утверждали журналисты… Меня одевали женщины-мастера из ателье на Кузнецком мосту», — решительно отвечала злым языкам Горбачева.

Сегодня модные эксперты сходятся во мнении, что, каким бы ни было происхождение нарядов Раисы Максимовны, подбирать их она умела безупречно. Советская первая леди прекрасно комбинировала платья со шляпками и сумками, находила к ним неброские украшения. Униформой Раиса Горбачева выбирала всегда уместные костюмы-двойки с юбками — такие легко представить и на современных первых леди.

Алла Пугачева

Сегодня Алла Пугачева следует современным трендам, а в 1970-е и 1980-е она их задавала. Копна кудрявых волос, свободные платья с клешеными юбками — многие поклонники певицы до сих пор не могут смириться с тем, что она отказалась от культового образа и сменила вещи, ставшие частью ее легендарного образа, на короткие шорты и молодежные джинсы.

Не зависимая от чужого мнения, Пугачева меняла наряды так же часто, как менялось ее настроение, однако главной ее «фишкой» многие годы оставался балахон. Первый Алле Борисовне сшил Вячеслав Зайцев в конце 1970-х для фильма «Женщина, которая поет». Дизайнерское ноу-хау было не только отсылкой к моде хиппи, но и хитростью, с помощью которой Пугачева маскировала особенности фигуры, в которой была не уверена.

Свободные платья Алла Пугачева надевала и на выступления, и на вечерние мероприятия. Ее стиль долгие годы почти не менялся, хотя вместе с бурными 1990-ми в гардеробе певицы оказались легинсы, жакеты с объемными плечами и усыпанные пайетками мини. Узнаваемый стиль Пугачевой вдохновлял целое поколение советских женщин, научившихся у нее несгибаемой воле и верности себе.

Эдита Пьеха

Свой стиль Эдита Пьеха придумала сама. Конечно, она приглядывала за тем, как одевались западные дивы, какую прическу и макияж они выбирали, но свой собственный имидж Пьеха «создала», экспериментируя и пробуя новое. Впоследствии, ставшую ее визитной карточкой короткую стрижку и стрелки на глазах пытались копировать почти все ее поклонницы.

Вместе с ней Эдита Станиславовна ввела в моду шляпки с вуалью, блузы с бантами и костюмы-двойки. Певица любила яркую цветовую гамму в одежде: «В моем гардеробе нет черных платьев, нет серых платьев, нет коричневых. Потому что черный — это траур, коричневый — это так повседневно, а серый — просто пыль. Зато есть восточные красивые оттенки: сиреневый, зеленый, бирюзовый, голубой». Одевал советскую диву Вячеслав Зайцев.

Интересно, что поклонницей дорогих украшений Пьеха никогда не была. Вместо массивных колье она носила шейные платки и декорированные полоски бархата, которые современным модницам напомнят чокеры. Обувь на каблуке Пьеха избегала из-за своего высокого роста — на сцену она выходила в лаконичных лодочках с небольшим подъемом.

София Ротару

В гардеробе Софии Ротару не было привезенных из Парижа платьев, однако и без них она оказала большое влияние на советскую моду. Певица взяла за ориентир этнический стиль, очень быстро ставший ее фирменным.

Платья с пышными рукавами, вышивка, а впоследствии яркие блестящие ткани и пайетки — без оглядки на западных див Ротару выработала собственные модные приемы, выделявшие ее среди других артисток и помогавшие эффектно смотреться на сцене. Во многом благодаря Ротару юные девушки по всему СССР вновь заинтересовались вышиванками, переделывая их на более современный лад.

Стиль певицы в начале карьеры можно сравнить с модой хиппи, однако с годами он становился все более современным — в концертном и повседневном гардеробах Ротару постепенно появлялись блестящие топы и брючные костюмы. Современные эксперты уверены, что София Михайловна одной из первых показала советским женщинам, что такое этно-шик, и этому стилю певица отчасти остается верна по сей день.

Клара Лучко

На экране Клара Лучко играла простых советских женщин, но в жизни являлась настоящей модницей, чьему стилю стремились соответствовать многие ее соотечественницы. Актриса обожала эффектно одеваться и ухаживать за собой — этим увлечениям она не изменяла и в последние годы жизни. По признанию Лучко, она с юности следовала совету, который ей дала одна пожилая актриса: «Клара, если у тебя будет три рубля, два из них потрать на крем, один — на еду». К слову, кумиром себе Клара Лучко выбрала Любовь Орлову.

Визитной карточкой (на экране и в жизни) Лучко были головные уборы. Ими она дополняла и вечерние, и повседневные образы. «Вы знаете, любовь к шляпам у меня с юности. Даже тогда, когда не было денег на чулки, я носила шляпы. Я их просто ношу и не делаю из этого культа», — рассказала Клара Степановна в одном из интервью.

Советские модницы многому научились у Клары Лучко, но один ее образ стал каноническим. Речь идет о красном платье из драпированной ткани с пышной юбкой, в котором советская артистка произвела фурор на Каннском кинофестивале — его западная пресса окрестила «красной бомбой». А перед первой поездкой в Канны Кларе Степановне пришлось импровизировать — заказанные ею наряды не были готовы в срок, поэтому на красную дорожку она вышла в платье, одожденном у актрисы Людмилы Целиковской. Эта накладка тогда не позволила Лучко блистать в полную силу: «В платье Целиковской я вздохнуть боялась: лишь бы корсет не разошелся».

Барбара Брыльска

Сегодня «Иронию судьбы» невозможно представить без Барбары Брыльской в роли Наденьки, однако ее место могло достаться другой — Барбара проходила пробы наравне со всеми, хотя и была главной фавориткой режиссера. Рязанов хотел видеть необычную героиню, поэтому выбрал не известную на тот момент польскую актрису, не знавшую русского языка. Кстати, на роль претендовала и Людмила Гурченко, которой пришлось отказать, — как и Валентине Талызиной, Светлане Немоляевой и Алисе Фрейндлих.

«В советских актрисах sекsа не было, а в ней был», — впоследствии объяснила решение режиссера актриса Валентина Талызина, чьим голосом заговорила с экрана Наденька. Энергетика и холодная внешность Брыльской свели с ума советских зрителей, а модницы бросились в парикмахерские, чтобы повторить ее белокурые завитки.

Коричневое платье в стиле сафари, меховая шапка, высокие сапоги — Надя Шевелева одевалась совсем не как среднестатистическая советская женщина, но этот стиль не разозлил, а, напротив, покорил наших модниц, пытавшихся с переменным успехом повторить все его элементы. К слову, и сама Брыльска поменяла свой стиль после «Иронии судьбы» — настолько ей оказалась близка главная героиня этого советского фильма.

А что вы думаете по этому поводу? С нетерпением ждем вашего мнения в комментариях! 

Comments are closed.

Читать еще

Уличная мода после 50 : лучшие образы

Могут ли женщины в возрасте быть стильными? …